Гаджет на колёсах

Какие передовые технологии используются в современных автомобилях Автомобильная промышленность продолжает стремительно развиваться, внедряя всё более инновационные решения.

Какие передовые технологии используются в  современных автомобилях

Автомобильная промышленность продолжает стремительно развиваться, внедряя всё более инновационные решения. Каждый год  мы  наблюдаем рост уровня интеллектуальной оснащённости автомобилей. Среди технологий, доступных на  рынке, стоит выделить развитые информационно-навигационные системы, различных ассистентов водителя, возможность обновления программного обеспечения автомобиля через сети мобильной связи и  даже автопилоты. В  этом материале мы  рассмотрим, какие технологии уже  доступны потребителям в  Перми и  какие новшества ожидаются в  автомобилях будущего.

Автопилот

Это  программно-аппаратный комплекс, управляющий автомобилем без  участия человека, непрерывно контролирующий заданные безопасные характеристики маршрута перемещения и  соблюдающий указанные лимиты. Автопилот удерживает автомобиль на  курсе, компенсирует непостоянство окружающей среды и  возникающие во  время движения изменения и  отклонения. Техническое воплощение принципа является достаточно сложным  — это  относится как  к  алгоритмам управления ПО, так  и  к  аппаратной части.

Техническое зрение воплощено по  распространённым принципам мониторинга ситуации в  разных диапазонах звуковых и  электромагнитных волн, улавливаемых датчиками пассивного и  активного типа. Для  этого автопилотные автомобили оснащаются специальными камерами, радарами и  сенсорами. Все  вместе они  создают комплексное изображение, в  реальном времени анализируемое компьютером, создающим модель обстановки, формирующим образы, проводящим оценку безопасности движения и  просчитывающим риски. Для  решения подобных задач используются как  нейросети, так  и  информация от  внешних источников, например спутников.

В  мире существует шесть уровней автономного вождения, обозначающихся названиями от  L0 до  L5. Базовый уровень L0 подразумевает, что  у  автомобиля нет  никакой автономности и  им  управляет водитель. L1 указывает на  наличие круиз-контроля и  функции ограничения скорости. L2  — продвинутая система, включаю­щая в  себя такие компоненты, как  автоматическая парковка, адаптивный круиз-контроль, системы удержания в  полосе, мониторинг слепых зон  и  пр. Уровень L3 указывает на  то, что  автомобиль может самостоятельно справляться с  большей частью дорожных ситуаций, а  водителю необходимо лишь следить за  процессом. Автомобили с  автономностью L4 могут полностью самостоятельно передвигаться по  дорогам без  вмешательства пилота, но  в  строго выделенном для  этого районе. Уровень L5 подразумевает полную автономность машин  — в  сущности, на  них  можно не  устанавливать руль.

Уровень автономного вождения L2 встречается на  множестве автомобилей. Продвинутые технические компании и  стартапы  — Tesla, Geely Group, Changan, NIO и  т.  д.  — уже  выходят за  рамки этого стандарта, предлагая широкий спектр автономных функций. Автомобили их  производства уже  могут автономно передвигаться в  определённых дорожных условиях. При  этом сами производители называют такой уровень вождения L2.5, ведь формально L3 не  узаконен.

А  что  у  нас? Функции автономного вождения китайских автомобилей работают лишь частично  — например, продвинутые системы городской навигации NGP и  умной навигации на  автомагистралях NCA, доступные на  автомобилях XPeng, Zeekr, Li Auto, недоступны. Причина проста: системы опираются на  Baidu-карты и  данные со  спутников, которые пока что  «кружат» только над  Китаем. Тем  не  менее в  РФ  действуют функции адаптивного круиз-контроля, автономной парковки, удержания полосы движения, экстренного торможения перед препятствием.

В  России активно ведутся пилотные проекты автономно управляемых автомобилей. В  Москве в  ряде районов передвигаются автономные такси. До  китайского опыта, конечно, пока далеко, да  и  применимость технологий автономного вождения L3 в  России  — вопрос открытый. Впрочем, ещё несколько лет  назад многие говорили, что  у  нас  и  системы автоматической парковки с  адаптивным круиз-контролем работать не  будут, ведь не  везде видна разметка, но  и  эта  проблема уже  практически решилась. С  большой вероятностью такая же  судьба ожидает и  автопилот уровня L3.

Информационно-навигационные системы

Программы спутниковой навигации давно стали для  нас  обыденностью  — такая программа есть в  любом смартфоне и  вполне справляется со  своими задачами. Что  в  авто? Там  навигационные системы постепенно становятся частью полноценных информационных систем, всё плотнее «вплетаясь» в  общую информатизацию современных автомобилей.

История успеха: Банк «Уралсиб» в  автокредитовании уже  более 15  лет

«Уралсиб»  — крупный федеральный банк с  обширной региональной сетью и  35-летним опытом работы на  рынке  — предлагает своим клиентам широкий спектр современных банковских продуктов. Автокредитование  — одно из  важных направлений, которое банк активно развивает уже  более 15  лет. В  Пермском крае услуги «Уралсиба» предоставляются во  всех автосалонах региона, а  в  салонах таких крупных дилеров, как  VERRA, «Автопрестиж», «Брайт Парк», «Сатурн», автокредит можно оформить напрямую через сотрудника банка.

По  итогам 2023 года объёмы автокредитования выросли в  банке в  1,2 раза по  сравнению с  2022 годом  — с  29,3 млрд до  33,8 млрд  руб., а  портфель автокредитов увеличился в  1,3 раза  — с  28,6 млрд до  37,6 млрд  руб.

Валерий Теренин, руководитель Пермской территориальной дирекции банка «Уралсиб»:

— За  последние годы мы  значительно расширили список автосалонов-партнёров, выдачи автокредитов заметно растут. Всё больше клиентов предпочитают оформлять услугу именно в  нашем банке. Мы  постарались сделать процесс получения кредита максимально комфортным, в  частности оптимизировали работу с  заявками на  кредит, что  позволило значительно ускорить принятие решений.

Выгодные предложения

Банк предлагает выгодные ставки и  условия для  покупки машины в  кредит: так, максимальный срок кредитования увеличен до  восьми лет, а  предельная сумма кредита  — до  17  млн  руб. Клиентам доступен широкий выбор кредитных программ, в  том  числе кредитование без  залога и  с  нулевым первоначальным взносом, а  также премиальные программы.

Кредиты на  покупку автомобилей и  мототехники можно оформить у  автодилеров  — партнёров банка «Уралсиб», а  также в  офисе банка.

Перспективы автокредитования

Валерий Теренин:

— В  2024 году рынок новых автомобилей станет ещё более насыщенным. Ожидается дебют новых брендов из  Китая и  расширение линеек уже  представленных на  рынке марок. Важным фактором развития рынка станет поддержка импортёров со  стороны государства и  специальные программы кредитования от  банков. Всё это  будет способствовать положительной динамике в  автокредитовании.

Реклама. ПАО  «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от  10.09.15)

Ярким примером может служить концепция Internet of Vehicles (IoV), включающая в  себя использование в  автомобиле сетевых технологий для  обмена информацией между различными устройствами, будь то  мобильные устройства, навигационные системы, камеры, датчики и  другие элементы, обеспечивающая коммуникацию и  передачу данных для  оптимизации управления и  повышения безопасности. Экосистема IoV позволяет улучшить взаимодействие транспортных средств, обеспечивая более эффективное управление, отслеживание других участников движения и  предотвращение аварий. Владельцам доступен полный комплекс онлайн-сервисов, включая онлайн-навигацию с  отображением пробок, онлайн-музыку, видео, погоду, доступ к  социальным сетям и  играм. Доступны и  телематические сервисы, открывающие целый спектр функций удалённого управления автомобилем через мобильное приложение: удалённый запуск двигателя, климат-контроль, отпирание и  запирание автомобиля, поиск на  парковке и  всю  информацию о  текущем состоянии автомобиля. Разумеется, наличие интернета в  автомобиле позволяет обновлять программное обеспечение без  необходимости обращения в  дилерский центр.

А  самое приятное  — такие автомобили уже  есть на  нашем рынке. Внедорожник EXEED VX, доступный у  дилеров марки, в  качестве одного из  главных обновлений получил функцию Internet of Vehicles на  борту. Обеспечение работы интернета в  автомобиле осуществлено в  партнёрстве с  одним из  крупных операторов мобильной связи. SIM-чип, установленный в  штатном телекоммуникационном модуле, поддерживает работу в  сетях связи 2G, 3G и  4G/LTE и  обеспечивает бесперебойную передачу данных, необходимых для  функционирования приложения, а  также удалённого управления автомобилем.

Онлайн-навигация в  EXEED VX реализована с  помощью технологии NaviKit SDK от  «API Яндекс Карт», лежащей в  основе популярных приложений «Яндекс Карты» и  «Яндекс Навигатор». Навигатор EXEED, созданный на  базе этой технологии, интегрирован в  бортовой компьютер автомобиля, избавляя водителя от  необходимости отвлекаться от  дороги для  настройки маршрута на  сторонних навигационных девайсах. Помимо учёта актуальной дорожной ситуа­ции, камер, пробок, дорожных работ, отображения наиболее релевантного маршрута исходя из  запроса пользователя и  согласно пошаговым текстовым аннотациям, автомобильный навигатор EXEED также поддерживает голосовое сопровождение ведения по  маршруту, разработанное внутренней командой производителя.

Системы безопасности

Не  можем обойти вниманием функции, являющиеся  — мы  настаиваем!  — чрезвычайно важными для  автомобилей. Речь о  безопасности движения и  возможностях, появившихся в  современных авто. Не  стоит забывать, что  причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор, а  современные системы помощи водителю работают на  сокращение таких ситуаций.

К  примеру, система экстренного торможения (BAS) максимально быстро и  эффективно реагирует на  внезапные препятствия на  дороге, будь то  автомобиль или  пешеход. Система BAS может брать управление на  себя, реагируя на  появление препятствия быстрее водителя. Раньше реакция  — короче тормозной путь  — больше вероятность избежать ДТП  или  снизить тяжесть его  последствий.

Система работает относительно просто: фиксируя появление препятствия радаром, электронный мозг начинает автоматически притормаживать, а  если в  ближайшие доли секунды реакции водителя не  последует, ударит по  тормозам  сам.

Система контроля полосы

Машина сама держится в  пределах полосы и  даже слегка подруливает, чтобы не  выходить за  края. Увы, отпустить руль и  пить кофе с  сигареткой не  получится  — всё-таки это  не  полноценный автопилот и  реагировать на  изменения ситуации за  тебя он  не  будет. Но  на  тех  трассах, где  разметка видна чётко, система работает и  действительно помогает, упрощая процесс и  делая езду безопаснее.

Автопарковщик

Парковка автомобиля является, пожалуй, самым распространённым манёвром, вызывающим затруднения у  водителей, особенно неопытных. Многие производители оснащают свои автомобили системами автоматической парковки, способными существенно упростить процесс.

Технически интеллектуальная система помощи при  парковке представляет собой комплекс датчиков и  приёмников, сканирующих пространство и  обеспечивающих безопасную парковку. Водителю остаётся лишь управлять педалями акселератора и  тормоза. Парковка может быть как  перпендикулярной, так  и  параллельной.

В  сравнении со  сложными системами типа автопилота система автоматической парковки относительно проста и  весьма эффективна  — действуя точно и  безошибочно, оснащённый системой автомобиль может припарковаться в  пространство, где  до  соседних машин остаётся примерно по  20  см.

Виталий Гордеев, директор салона электромобилей PARKK:

— Современный электромобиль нельзя назвать просто транспортным средством. Это  гаджет, в  котором собраны все  инструменты искусственного интеллекта, современной мультимедийной системы и  систем активной и  пассивной безопасности, при  этом с  возможностью комфортно перемещать вас  в  любую точку мира.

В  современных электромобилях уже  собраны и  успешно внедрены системы автономного управления автомобилем. Эти  системы успешно работают в  Китае, и  мы  сами в  этом убедились, управляя автомобилем с  полным пилотированием, без  участия водителя.

Для  того чтобы эти  системы работали и  у  нас, необходимо создать инфраструктуру, которая будет помогать использовать эти  системы. Например, более подробные карты, разметка, знаки и  т.  д. Есть точная уверенность, что  в  дальнейшем системы пилотирования автомобиля будут развиваться и  увеличивать свой функционал. В  ближайшие годы мы  это  увидим и  у  нас  на  дорогах.

Анна Бояршинова, гендиректор компании VERRA:

— Современные автомобили всё чаще оснащаются передовыми системами безопасности, превращающимися из  опциональной возможности в  обязательный стандарт. Этот положительный тренд способствует повышению безопасности на  дорогах. Вместе с  тем  растёт интеграция информационно-навигационных систем с  мобильными устройствами, делая автомобили похожими на  гаджеты, что  отражает стремление автопроизводителей предложить потребителям удобные и  многофункциональные решения.

Однако не  все  системы остаются полностью востребованными. Так, внедрение автопилота требует осторожного подхода, особенно с  учётом того, что  полная автономия на  четвёртом и  пятом уровне представляет определённые риски из-за неготовности дорожной инфраструктуры во  многих странах. В  то  же  время автопилот третьего уровня, требующий от  водителя вовлечённости в  управление, может оказаться действительно популярным, поскольку он  облегчает управление в  повседневных дорожных ситуациях, таких как  движение по  автостраде или  в  пробках.

На  российском рынке чётко прослеживается разница в  отношении к  новым технологиям в  области безопасности между покупателями премиального и  массового сегментов. В  первом случае новшества активно приветствуются, тогда как  во  втором преобладает скептицизм, связанный в  том  числе с  повышением стоимости автомобилей из-за дополнительных функций и  недоверием к  новым технологиям.

Несмотря на  это, тенденция к  развитию и  снижению стоимости технологий является очевидной и  обнадёживающей, предвещая их  более широкое распространение и  доступность для  всех сегментов рынка уже  в  ближайшем будущем. 

Андрей Чертков, автоэксперт, автогонщик:

— Развитие автопрома является поступательно цикличным и  подвержено определённым глобальным трендам, общим для  всей индустрии. Эти  тренды, с  одной стороны, возникают как  ответ на  запросы и  ожидания клиентов, с  другой стороны, отражают развитие общечеловеческих технологий. В  третьем и, на  мой  взгляд, в  главном они  являются неким удачно найденным набором маркетинговых фич, позволяющих добиться роста продаж и  увеличения добавочной стоимости.

Поскольку цена автомобиля не  может улетать в  космос, каждое следующее поколение не  может быть дороже предыдущего. Иногда производителям удаётся сделать инфляционную корректировку 5—8%, но  не  более. Автомобили всегда дешевеют, при  этом становясь всё более навороченными с  технической точки зрения. Это  противоречие решается при  помощи модульных платформ  — совокупности проектировочных, компоновочных, технологических и  производственных решений. Инженеры один раз  придумывают, как  расположить двигатель, коробку передач и  шасси, а  затем это  всё реализуют в  десятки разных форм-факторов с  минимальным НИОКР для  каждой новой модели. Сегодня абсолютно все  производители работают на  модульных платформах  — все, кроме китайцев, которые активно разрабатывают свои платформы. Geely делает свою супермодульную платформу на  весь модельный ряд, и  Chery делает свою тоже на  весь  ряд. Когда они  запустят эти  платформы, вот  тогда они, скорее всего, всех догонят  — но  не  обгонят.

Что  дальше? Ключевым звеном в  развитии индустрии, на  мой  взгляд, будут системы полуавтономного и  автономного вождения  — то, что  сейчас активно развивают Mercedes-Benz, Tesla и  все  крупнейшие мировые производители. Весь автопром в  ближайшие 10—15 лет  пойдёт в  сторону автопилотируемости. Это  приведёт к  радикальному снижению аварийности, поскольку автопилот не  косячит, а  искусственный интеллект гораздо меньше подвержен разным деструктивным настроениям, чем  интеллект естественный.

На  мой  взгляд, гипертрендом  — и  он  уже  начался  — будет индивидуализация. Посмотрите, сколько стало рестомодов («реставрация и  модификация»), сколько появилось автомобилей в  стиле ретрофутуризма. Кстати, неутихающая и  даже растущая популярность «Лады Нива», которой больше сорока лет,  — это  такая контртенденция от  модульных платформ. Когда всё вокруг одинаковое, люди ищут что-то непохожее на  то, что  стоит в  шоурумах и  автосалонах.

Алёна Морозова

Последние новости

Рост заболеваемости гриппом и ОРВИ в Пермском крае

В регионе зарегистрировано более 16 тысяч случаев заболеваний за неделю.

Депутаты одобрили законопроект о запрете шума в дневное время

Законопроект теперь ждет второго чтения после внесения поправок.

Налоговый вычет за занятия спортом: новые правила на 2025 год

Минспорт России обновил список организаций для получения налоговых вычетов.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Александрове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *